Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

 

Взаимодействие избирательных комиссий

и органов внутренних дел

по обеспечению прав граждан и правопорядка

на выборах и референдумах

 

Методическое пособие

 

 

 

 

 

 

Москва 2009

 

 

 

Взаимодействие избирательных комиссий и органов внутренних дел по обеспечению прав граждан и право­порядка на выборах и референдумах:

Методическое посо­бие / Г.И. Райков, В.И. Бугаев, Л.А. Загуляева;

 

 

 

1. Функции сотрудников милиции на территории избирательного участка

Одной из важнейших задач, выполняемых органами мили­ции по защите прав и свобод граждан Российской Федерации, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, является возложенная на них российским зако­нодательством обязанность оказывать содействие избиратель­ным комиссиям в реализации полномочий по подготовке и проведению выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также референдумов всех уровней.

Милиция оказывает существенную помощь избиратель­ным комиссиям в реализации их полномочий при подготов­ке и проведении выборов. Основные направления взаимодей­ствия избирательных комиссий и органов милиции определя­ются требованиями Федерального закона "Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референду­ме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный за­кон об основных гарантиях), Законом Российской Федерации "О милиции", другими нормативными правовыми актами.

Важнейшей задачей органов внутренних дел является обеспечение безопасности работы участковых избиратель­ных комиссий. В этих целях реализуется комплекс мер:

по сопровождению избирательных бюллетеней из выше­стоящей избирательной комиссии в участковую избиратель­ную комиссию;

по охране помещений участковых избирательных ко­миссий и избирательной документации;

по оказанию содействия членам участковых избиратель­ных комиссий в день голосования и после окончания време­ни голосования в осуществлении их законной деятельности, в том числе, если им оказывается противодействие или угро­жает опасность;

по взаимодействию с участковыми избирательными ко­миссиями при выявлении и устранении нарушений избира­тельного законодательства.

Практика подготовки и проведения выборов позволяет выделить четыре зоны обеспечения безопасности участко­вых избирательных комиссий силами органов милиции:

первая зона - территория избирательного участка, на ко­торой проживают избиратели и где возможны несанкциони­рованные митинги, пикеты, иные предвыборные акции, по­пытки подкупа граждан, оказание давления на избирателей в целях голосования за конкретного кандидата либо полити­ческую партию и т.п.;

вторая зона - территория избирательного участка, рас­положенная в 100-50 метрах от периметра здания, в котором расположена участковая избирательная комиссия (избира­тельный участок);

третья зона - здание, в котором находится участковая из­бирательная комиссия;

четвертая зона - помещение, где размещается участковая избирательная комиссия и помещение для голосования.

1.1. Обеспечение безопасности работы избирательного штаба политической партии (кандидата)

В период выборов обостряется противостояние между политическими соперниками, участвующими в избиратель­ной кампании. В этой связи могут быть организованы кон­фликтные и провокационные действия как около помеще­ний, в которых располагаются избирательные штабы поли­тических партий (кандидатов), так и непосредственно в этих помещениях.

Уполномоченные представители политических партий (кандидата) уведомляют территориальную и участковую избирательные комиссии о местонахождении их избиратель­ных штабов. Избирательные комиссии информируют об этом органы внутренних дел для определения маршрутов патрулирования сотрудниками милиции в непосредствен­ной близости от зданий, в которых размещаются избира­тельные штабы политических партий (кандидатов). Сотруд­ники милиции, которые осуществляют патрулирование, должны знать телефоны участковой и территориальной из­бирательных комиссий, адрес местонахождения избира­тельного штаба, фамилии, имена и отчества должностных лиц комиссии и руководителей избирательных штабов. В случае совершения правонарушений около избирательно­го штаба либо в помещениях, где он размещается, сотрудни­ки милиции должны незамедлительно пресекать эти право­нарушения, принимать меры к задержанию лиц, их совер­шивших, оперативно информировать соответствующие из­бирательные комиссии.

Избирательные штабы должны быть проинформирова­ны органами внутренних дел о том, что около их помещения осуществляется патрулирование сотрудниками милиции, иметь связь с дежурной частью соответствующего отделения милиции, участковой и территориальной избирательными комиссиями.

1.2. Доставка избирательных бюллетеней из вышестоящей избирательной комиссии в участковую избирательную комиссию

После получения из полиграфической организации из­бирательных бюллетеней вышестоящая избирательная ко­миссия передает их по акту в участковые избирательные ко­миссии. Передача избирательных бюллетеней осуществляет­ся не позднее чем за один день до дня голосования.

Председателям вышестоящих избирательных комиссий следует обеспечить безопасность доставки избирательных бюллетеней в участковые избирательные комиссии, для чего привлекаются сотрудники милиции.

Избирательные бюллетени хранятся в помещении участ­ковой избирательной комиссии, которое берется под кругло­суточную охрану сотрудниками милиции.

Председатели избирательных комиссий несут ответст­венность за получение, передачу и сохранность избиратель­ных бюллетеней.

1.3. Принятие под охрану помещения участковой избирательной комиссии

Маршруты патрулирования сотрудниками милиции оп­ределяются с учетом обеспечения безопасности на террито­рии избирательного участка и охраны здания, в котором рас­положена участковая избирательная комиссия.

Охрана помещения участковой избирательной комиссии сотрудниками милиции должна осуществляться по согласо­ванию с председателем участковой избирательной комиссии после поступления в комиссию избирательной документа­ции: списков избирателей, открепительных удостоверений, а круглосуточная охрана - после поступления на хранение в помещение участковой избирательной комиссии избира­тельных бюллетеней. Председатель определяет местонахож­дение работника милиции (как правило, в помещении участ­ковой избирательной комиссии, где хранится избирательная документация).

Председатель участковой избирательной комиссии после окончания рабочего дня в присутствии сотрудника милиции убирает избирательную документацию в находящийся в по­мещении сейф, который опечатывается, после чего помещение участковой избирательной комиссии принимается под охрану сотрудником милиции.

Помещение участковой избирательной комиссии долж­но быть оборудовано средствами пожаротушения, средства­ми связи с приложенным списком контактных телефонов должностных лиц участковой избирательной комиссии.

В ночь перед днем голосования при заступлении на де­журство работника милиции помещение обследуется кино­логом со служебной собакой.

Ночное дежурство осуществляется путем периодическо­го обхода и осмотра охраняемого помещения (помещений) участковой избирательной комиссии.

В случае возникновения внештатных ситуаций за преде­лами охраняемого помещения участковой избирательной комиссии (на территории около здания) сотрудник мили­ции, не покидая охраняемого помещения, незамедлительно сообщает о происшедшем в дежурную часть, ставит в извест­ность о происшествии председателя участковой избиратель­ной комиссии.

При возникновении пожара сотрудник милиции сообща­ет об этом в дежурную часть милиции, должностным лицам участковой избирательной комиссии, принимает меры по са­мостоятельному пожаротушению до прибытия дополнитель­ных сил (милиции, пожарной охраны и должностных лиц участковой избирательной комиссии), после чего оказывает содействие в эвакуации технологического оборудования и избирательной документации.

1.4. Открытие помещения участковой избирательной комиссии в день голосования

После ночного дежурства в день голосования сотрудник милиции открывает помещение участковой избирательной  комиссии по прибытии председателя и членов участковой избирательной комиссии. Сдает им охраняемое помещение (помещения) и опечатанные сейфы.

В присутствии сотрудника милиции сейф вскрывается председателем участковой избирательной комиссии с учас­тием членов избирательной комиссии, из него достается не­обходимая для работы избирательная документация.

После этого председатель участковой избирательной ко­миссии определяет местонахождение сотрудников милиции в день голосования. Они могут находиться в помещении уча­стковой избирательной комиссии, в помещении для голосо­вания.

В помещении для голосования может находиться не бо­лее одного сотрудника милиции. Другой сотрудник милиции может находиться в ином помещении участковой избира­тельной комиссии.

По вопросу местонахождения сотрудника милиции вдень голосования в помещении для голосования принима­ется соответствующее решение участковой избирательной комиссии.

1.5. Выполнение задач сотрудниками милиции в день голосования

Сотрудник милиции не вмешивается в избирательные процедуры, не оказывает консультаций избирателям по реа­лизации ими избирательных прав. При возникновении по­добного рода вопросов он сопровождает избирателя к долж­ностным лицам участковой избирательной комиссии.

Сотрудники милиции обеспечивают соблюдение обще­ственного порядка в помещении для голосования, помеще­нии участковой избирательной комиссии. При этом сотруд­нику милиции необходимо проявлять корректность и вежливость в общении с избирателями, иными лицами, соблюдать в любой ситуации, в том числе при предъявлении требова­ний к гражданину о прекращении нарушений общественно­го порядка, выдержку и спокойствие.

При совершении правонарушения он незамедлительно принимает меры по его пресечению, задержанию виновных лиц и приглашает председателя участковой избирательной комиссии.

Сотрудники милиции должны находиться в постоянном взаимодействии с председателем участковой избирательной комиссии. Обязанности по обеспечению охраны обществен­ного порядка в помещении для голосования, помещении уча­стковой избирательной комиссии выполняются сотрудника­ми милиции в парадной форме одежды.

Сотрудники милиции принимают меры по физической защите членов участковой избирательной комиссии при ис­полнении ими своих полномочий в случае, если им оказыва­ется сопротивление или угрожает опасность.

Кроме того, сотрудник милиции обеспечивает безопас­ность и защиту иных участников избирательного процесса, имеющих право присутствовать в день голосования в поме­щении участковой избирательной комиссии, в помещении для голосования в соответствии с пунктами 1, 3 и 11 ста­тьи 30, пунктом 9 статьи 68 Федерального закона об основ­ных гарантиях.

1.6. Действия сотрудника милиции в отношении наблюдателей

Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона об ос­новных гарантиях при проведении выборов наблюдатель мо­жет быть назначен зарегистрированным кандидатом, поли­тической партией, зарегистрировавшей список кандидатов.

Законом может быть предусмотрена возможность назна­чения наблюдателей иными общественными объединениями.

Наблюдатели должны знать свои права и соблюдать требо­вания федерального избирательного законодательства о запре­щении осуществления ими действий, предусмотренных пунк­том 10 статьи 30 Федерального закона об основных гарантиях.

Наблюдатели вправе, в частности, присутствовать в участ­ковых и иных избирательных комиссиях при проведении го­лосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих прото­колов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей (пункты 6 и 9 статьи 30 Федерального закона об основных гарантиях).

Сотрудники милиции, находящиеся в помещении участко­вой избирательной комиссии, помещении для голосования, должны знать права наблюдателей, которые определены пунк­том 9 статьи 30 Федерального закона об основных гарантиях, а также перечень действий, которые наблюдатель совершать не вправе (пункт 10 статьи 30 указанного Федерального зако­на). В связи с этим целесообразно разместить на информаци­онном стенде участковой избирательной комиссии соответст­вующие извлечения из указанной статьи Федерального закона.

Если сотрудник милиции оказался свидетелем действий, которые наблюдатель совершать не вправе, он незамедли­тельно должен сообщить об этом председателю участковой избирательной комиссии.

Участковая либо вышестоящая избирательная комиссия принимает мотивированное решение в письменной форме об удалении наблюдателя из помещения для голосования в связи с нарушением им законодательства о выборах.

В соответствии с пунктом 12 статьи 64 Федерального за­кона об основных гарантиях исполнение указанного реше­ния обеспечивается сотрудником милиции, который принимает меры к удалению наблюдателя из помещения для голо­сования и по привлечению его к административной или уго­ловной ответственности.

1.7. Окончание голосования

В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Федерального зако­на об основных гарантиях время окончания голосования на выборах устанавливается законом.

По окончании времени голосования член участковой из­бирательной комиссии с правом решающего голоса закрывает изнутри помещение участковой избирательной комиссии, по­сле чего избиратели в указанное помещение не допускаются.

После этого проголосовать могут только те избиратели, которые находятся в помещении для голосования.

К моменту закрытия помещения (помещений) участко­вой избирательной комиссии в нем должны находиться два сотрудника милиции. При этом один из них осуществляет обход и осмотр помещений участковой избирательной ко­миссии, удаляет лиц, которые не должны находиться в этих помещениях после окончания голосования, после чего берет под наблюдение входную дверь помещения участковой изби­рательной комиссии, другой сотрудник милиции обеспечи­вает наблюдение за общественным порядком непосредствен­но в помещении для голосования.

Все избиратели, которые проголосовали после оконча­ния времени голосования, должны покинуть помещения уча­стковой избирательной комиссии. Сотрудник милиции, на­ходящийся у входной двери, выпускает избирателей и вновь закрывает входную дверь.

В помещение участковой избирательной комиссии, в по­мещение для голосования после окончания времени голосо­вания могут допускаться только лица, указанные в пунктах 1, 3 и 11 статьи 30, в пункте 9 статьи 68 Федерального закона об основных гарантиях, которые имеют право присутствовать вдень голосования в участковой избирательной комиссии, в помещении для голосования с момента начала работы уча­стковой избирательной комиссии до окончания подсчета го­лосов избирателей. В перечень этих лиц входят:

члены и работники аппарата вышестоящей избиратель­ной комиссии;

зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам;

уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован;

кандидат из зарегистрированного списка;

член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума;

представители средств массовой информации;

члены участковой избирательной комиссии с правом со­вещательного голоса;

наблюдатели, направленные кандидатом, политической партией, выдвинувшей кандидата;

иностранные (международные) наблюдатели.

Допуск сотрудниками милиции этих лиц осуществляется по указанию председателя участковой избирательной комис­сии и при документальном подтверждении их полномочий.

1.8. Сопровождение доставки протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию

По окончании подсчета голосов, заполнения протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке вся избирательная документация упаковывается, опечатывается, а указанные протоколы до­ставляются должностным лицом участковой избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию. При пе­редаче протоколов могут присутствовать наблюдатели.

В задачу сотрудников милиции входит обеспечение со­провождения должностного лица участковой избирательной комиссии с избирательной документацией в вышестоящую избирательную комиссию на автотранспорте участковой из­бирательной комиссии либо с использованием автомобиля сопровождения.

Маршрут доставки избирательной документации участ­ковых избирательных комиссий в вышестоящие избиратель­ные комиссии должен быть уточнен заранее.

Подразделения ГИБДД оказывают помощь в проверке технического состояния транспортных средств, выделяемых участковым избирательным комиссиям для работы в день го­лосования.

1.9. Обеспечение сохранности избирательной документации участковой избирательной комиссии до передачи ее в вышестоящую избирательную комиссию

В соответствии с пунктом 10 статьи 70 Федерального за­кона об основных гарантиях документация избирательных комиссий, включая избирательные бюллетени, открепитель­ные удостоверения, списки избирателей, подлежит хране­нию в течение сроков, установленных законом.

При этом следует принимать во внимание, что согласно пункту 2 статьи 27 указанного Федерального закона срок пол­номочий участковой избирательной комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступили жалобы, в результате которых были нарушены по­рядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство.

В случае обжалования итогов голосования на соответст­вующем избирательном участке полномочия участковой из­бирательной комиссии прекращаются со дня принятия вы­шестоящей избирательной комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе.

Ответственность за сохранность избирательной доку­ментации возлагается на председателя, заместителя предсе­дателя и секретаря участковой избирательной комиссии до передачи документации в вышестоящую избирательную ко­миссию, что определено пунктом 10 статьи 70 указанного Федерального закона об основных гарантиях.

В соответствии с пунктом 30 статьи 68 Федерального за­кона об основных гарантиях первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписа­ния его всеми присутствующими членами участковой комис­сии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных ко­пий лицам, имеющим право на получение этих копий, неза­медлительно направляется в вышестоящую комиссию и воз­врату в участковую комиссию не подлежит.

Второй экземпляр протокола об итогах голосования, иная избирательная документация, включая опечатанные из­бирательные бюллетени, в соответствии с пунктом 31 выше­указанной статьи Федерального закона об основных гаран­тиях передаются на хранение в вышестоящую избиратель­ную комиссию. До передачи избирательной документации она охраняется сотрудниками милиции.

 

2. Взаимодействие избирательных комиссий и органов внутренних дел при нарушениях избирательного законодательства

2.1. Пресечение фактов распространения агитационных печатных материалов менее чем за сутки до дня голосования

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Федерального за­кона об основных гарантиях предвыборная агитация в день, предшествующий дню голосования, запрещена. Нару­шение установленного запрета образует состав правонару­шения, предусмотренного статьей 5.10 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан в раз­мере от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц - от 2000 до 5000 рублей, на юридических лиц - от 20 000 до 100 000 рублей.

Как показывает практика, имеются факты, когда в день, предшествующий дню голосования, избирателям раздаются агитационные печатные материалы (листовки, буклеты и др.). Эти материалы расклеиваются в местах массового пре­бывания граждан, осуществляется распространение их по квартирам и почтовым ящикам. Кроме того, нередко со сто­роны отдельных граждан публично ведется агитация за того или иного кандидата или поддержку какой-либо политичес­кой партии.

Сотрудники милиции при установлении указанного пра­вонарушения предлагают нарушителям пройти в отделение милиции или доставляют их в дежурную часть органа внут­ренних дел, откуда сообщают о правонарушении председате­лю территориальной избирательной комиссии. В отношении виновного лица составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.10 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за проведение предвыбор­ной агитации вне агитационного периода.

При распространении печатных агитационных материа­лов должна быть проведена проверка законности их изготов­ления, включая все выходные данные с учетом требований пункта 2 статьи 54 Федерального закона об основных гаран­тиях, о чем сообщается председателю территориальной из­бирательной комиссии, а если при проверке будут обнаруже­ны и признаки правонарушения, предусмотренного стать­ей 5.12 КоАП РФ ("Изготовление, распространение или раз­мещение агитационных материалов с нарушением требова­ний законодательства о выборах и референдумах"), то также должен быть составлен протокол об указанном администра­тивном правонарушении.

С учетом того, что печатные агитационные материалы не являются периодическими печатными изданиями, их изъ­ятие осуществляется сотрудником милиции в соответствии со статьей 27.10 КоАП РФ.

2.2. Пресечение действий по воспрепятствованию прохода избирателей в помещение для голосования избирательного участка

В день голосования могут возникать ситуации, при кото­рых организованные группы граждан образуют около дверей здания, в котором расположено помещение для голосования избирательного участка, всевозможные препятствия, не пус­кают избирателей внутрь здания для голосования, например приковывают себя наручниками к входным дверям здания.

В случае осуществления указанных действий сотрудники милиции, находящиеся на избирательном участке, незамед­лительно докладывают о происшествии в дежурную часть ор­гана внутренних дел, информируют председателя участковой избирательной комиссии, который сообщает о происшест­вии членам участковой избирательной комиссии.

Сотрудники милиции принимают необходимые меры к пресечению правонарушения, а именно: предупреждают нарушителей о неправомерности их действий и требуют прекращения незаконной акции, предупреждая о возможно­сти применения к нарушителям в случае неповиновения мер воздействия, предусмотренных Законом Российской Федера­ции "О милиции".

Прибывшим нарядом милиции во главе с ответствен­ным от руководства органа внутренних дел принимаются меры по обеспечению беспрепятственного прохода изби­рателей в помещение для голосования избирательного уча­стка, принимаются меры к снятию наручников и задержа­нию приковавших себя правонарушителей. Без примене­ния специальных средств сотрудники милиции должны от­теснить препятствующую группу от здания, в котором рас­положено помещение для голосования избирательного участка, разделить ее на части, произвести задержание на­рушителей и доставить их в органы внутренних дел. О пре­сечении беспорядков ответственный от руководства орга­на внутренних дел докладывает председателю участковой избирательной комиссии. Председатель участковой изби­рательной комиссии информирует членов участковой из­бирательной комиссии, лиц, имеющих право находиться в помещении для голосования, а также территориальную из­бирательную комиссию о прекращении незаконной акции.

В отношении задержанных лиц органами внутренних дел проводятся мероприятия по проверке наличия в их действиях признаков состава преступления, предусмотрен­ного статьей 141 УК РФ ("Воспрепятствование осуществле­нию избирательных прав или работе избирательных ко­миссий").

2.3. Пресечение в день голосования незаконных публичных акций с призывами к голосованию за кандидата либо к поддержке политической партии, выдвинувшей кандидата

В день голосования отдельными гражданами перед поме­щением участковой избирательной комиссии, помещением для голосования могут быть организованы незаконные пуб­личные акции с призывами к голосованию за тех или иных кандидатов или политическую партию.

Сотрудники милиции, обеспечивающие общественный порядок на территории избирательного участка, незамедли­тельно докладывают о правонарушении в дежурную часть ор­ганов внутренних дел и сообщают председателю участковой избирательной комиссии о незаконной акции.

Сотрудники милиции совместно с председателем участ­ковой избирательной комиссии предупреждают собравших­ся граждан о противоправности их действий. В случае если группа не расходится, председатель участковой избиратель­ной комиссии поручает сотруднику милиции принять необ­ходимые меры в соответствии с законодательством. Сотруд­ник милиции вызывает через дежурную часть органов внут­ренних дел наряд милиции, который пресекает противо­правные действия граждан.

Участники противоправной массовой акции доставляют­ся в органы внутренних дел, где в отношении их составляют­ся протоколы об административном правонарушении, пре­дусмотренном статьей 5.10 КоАП РФ, устанавливающей от­ветственность за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запре­щено законодательством о выборах.

Наряду с этим на организаторов противоправной акции составляются также протоколы об административном правонарушении по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ за нарушение ус­тановленного порядка организации либо проведения пике­тирования.

После пресечения сотрудниками милиции противоправ­ных действий они докладывают об этом председателю участ­ковой избирательной комиссии, а он, в свою очередь, инфор­мирует членов участковой избирательной комиссии, лиц, имеющих право находиться в помещении для голосования, а также вышестоящую избирательную комиссию.

2.4. Пресечение подкупа избирателей, осуществляемого путем подмены избирательного бюллетеня (организация "карусели")

В день голосования при подходе избирателей к зданию, где расположено помещение для голосования избирательно­го участка, группами лиц могут осуществляться действия, в процессе которых избирателям за вознаграждение предла­гается получить и вынести из помещения для голосования незаполненный избирательный бюллетень. При этом в ста­ционарный ящик для голосования избиратель должен опус­тить якобы заполненный избирательный бюллетень (а на са­мом деле, например, ксерокопию образца заполнения изби­рательного бюллетеня, которую ему передают организаторы подкупа).

Если избиратель дает на это согласие, то ему вручается указанная ксерокопия. Избиратель осуществляет предлагае­мые организаторами подкупа действия, а именно: выносит незаполненный избирательный бюллетень и передает его в руки организаторам подкупа, за что получает материальное вознаграждение. Организаторы подкупа ставят в избиратель­ном бюллетене отметку за "нужного" кандидата, после чего предлагают другому избирателю опустить в стационарный ящик для голосования уже заполненный организаторами подкупа избирательный бюллетень и вынести выданный ему незаполненный избирательный бюллетень. По такой схеме подкуп избирателей может осуществляться несколько раз.

При получении информации о таких фактах (как прави­ло, от избирателей, которые отказались участвовать в подоб­ных действиях) председатель участковой избирательной ко­миссии незамедлительно информирует о них сотрудника милиции на избирательном участке, который, в свою оче­редь, оперативно докладывает в дежурную часть органа внут­ренних дел, а также получает от избирателей, отказавшихся участвовать в противоправных действиях, письменное заяв­ление по факту попытки их подкупа.

Из дежурной части органа внутренних дел прибывает оперативная группа. При этом целесообразно задокументи­ровать процедуру подкупа избирателей путем скрытой ви­деосъемки и обеспечить наличие свидетельской базы, после чего принять меры по задержанию правонарушителей, до­ставлению их в органы внутренних дел, где действия задер­жанных квалифицируются на предмет наличия в них при­знаков состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 141 УК РФ ("Воспрепятствование осуществлению из­бирательных прав или работе избирательных комиссий").

Если в их действиях не обнаружено признаков состава указанного преступления, то в отношении виновных лиц со­ставляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.16 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за совершение подкупа избирателей. Под­куп избирателей влечет наложение административного штрафа на граждан от 2000 до 2500 рублей, на должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей.

Председатель участковой избирательной комиссии после получения информации о задержании организаторов подку­па избирателей объявляет о происшествии членам участко­вой избирательной комиссии, лицам, имеющим право нахо­диться в помещении для голосования, а также информирует об этом вышестоящую избирательную комиссию.

2.5. Пресечение подкупа избирателей, осуществляемого путем раздачи подарков или денег и оказания им безвозмездных услуг

В период избирательной кампании, в том числе в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования могут иметь место факты подкупа избирателей путем разда­чи им подарков, денег и оказания безвозмездных услуг. При этом осуществляется поквартирный обход с призывами граждан отдать голоса за конкретного кандидата, излагается его предвыборная программа, вручаются подарочные набо­ры либо деньги, агитационные материалы. Граждане, как правило, не осведомлены о незаконном характере таких действий и соглашаются принять предложенные деньги ли­бо подарки, дают согласие голосовать за предложенного им кандидата.

Однако, как показывает практика, не все избиратели гото­вы участвовать в подобных действиях и не принимают пода­рок (деньги), сообщают о фактах подкупа в ближайшее отде­ление милиции или в избирательную комиссию. При поступ­лении такой информации в избирательную комиссию ее председатель должен незамедлительно обратиться в отделе­ние милиции. Это сообщение поступает дежурному сотрудни­ку милиции в дежурную часть органа внутренних дел, кото­рый должен направить к месту происшествия оперативную группу.

При поступлении информации от избирателя дежурный сотрудник милиции информирует о данных фактах и при­нятых по их пресечению мерах председателя участковой из­бирательной комиссии. Прибывшие сотрудники оператив­ной группы принимают меры по задержанию правонаруши­телей.

Одним из методов незаконного привлечения голосов избирателей является предоставление им безвозмездных ус­луг, в частности, автотранспорта со стороны кандидата, его доверенного лица или уполномоченного представителя по финансовым вопросам, представителя политической пар­тии, выдвинувшей кандидата, ее доверенного лица или упол­номоченного представителя для доставки избирателей к ме­сту голосования на избирательный участок в день голосова­ния.

Для этой цели зачастую незаконно вывешиваются объяв­ления в общественных местах: на дверях домов, на информа­ционных стендах, где указываются время и место прибытия автотранспорта. Граждан, согласившихся принять эту услугу, по пути активно агитируют за конкретного кандидата, вруча­ют материалы пропагандистского характера, подарочные на­боры и т.п.

Действия подобных агитаторов отличаются мобильнос­тью, знанием социальной психологии, методов убеждения и внушения. Большинство граждан, как правило, не воспри­нимают их действия как правонарушение - скрытое воспре­пятствование их свободному волеизъявлению на выборах, поэтому таким способом удается подкупить значительное ко­личество избирателей.

При получении органами внутренних дел подобной ин­формации важно обеспечить доказательственную и свиде­тельскую базу, поэтому оперативной группе, прибывшей на место происшествия перед задержанием правонарушителей, целесообразно задокументировать процедуру подкупа изби­рателей путем скрытой видеосъемки, осуществить другие действия по сбору необходимой информации о совершении правонарушения, после чего принять меры к задержанию правонарушителей и доставлению их в орган внутренних дел.

Действия указанных лиц нарушают норму пункта 2 ста­тьи 56 Федерального закона об основных гарантиях. В тер­риториальном органе внутренних дел действия задержан­ных лиц квалифицируются на предмет совершения ими преступления, предусмотренного частью 2 статьи 141 УК РФ ("Воспрепятствование осуществлению избиратель­ных прав или работе избирательных комиссий"). Если в их действиях не усматривается признаков состава уголовного преступления, то в отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении, предус­мотренном статьей 5.16 КоАП РФ, устанавливающей ответ­ственность за совершение подкупа избирателей. Подкуп избирателей влечет наложение административного штра­фа на граждан от 2000 до 2500 рублей, на должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей.

Кроме того, проведение предвыборной агитации в день голосования и в день, предшествующий ему, является нару­шением нормы пункта 3 статьи 49 Федерального закона об основных гарантиях, образует самостоятельный состав ад­министративного правонарушения, предусмотренного ста­тьей 5.10 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан от 1000 до 1500 рублей, на должност­ных лиц- от 2000 до 5000 рублей, на юридических лиц -от 20 000 до 100 000 рублей.

О принятых мерах информируется председатель участ­ковой избирательной комиссии.

2.6. Пресечение массового проникновения в помещение участковой избирательной комиссии, помещение для голосования граждан и действий по вбрасыванию в стационарный ящик для голосования принесенных с собой избирательных бюллетеней

В помещении участковой избирательной комиссии, по­мещении для голосования группами граждан может быть создана ситуация, при которой отдельные граждане отвле­кают наблюдателей и членов избирательной комиссии кри­ками, а другие окружают стационарный ящик для голосова­ния и пытаются незаметно вбросить в него принесенные с собой избирательные бюллетени, заполненные за кон­кретного кандидата, политическую партию.

По обращению председателя участковой избирательной комиссии сотрудник милиции принимает меры по пресече­нию правонарушения и задержанию лиц, вбросивших в ста­ционарный ящик для голосования принесенные с собой из­бирательные бюллетени, и докладывает о происшествии в де­журную часть органа внутренних дел. Прибывший наряд ми­лиции, возглавляемый ответственным от руководства органа внутренних дел, пресекает противоправные действия, оттес­няет правонарушителей от стационарных ящиков для голосо­вания. При оказании активного сопротивления к правонару­шителям применяются меры воздействия, предусмотренные статьями 13 и 14 Закона Российской Федерации "О милиции".

При массовом проникновении граждан в помещение участковой избирательной комиссии и вбрасывании ими из­бирательных бюллетеней в стационарный ящик для голосо­вания избирательная комиссия принимает решение о вре­менном приостановлении процедуры голосования до полно­го устранения данных нарушений.

В отношении лиц, задержанных и доставленных в де­журную часть органа внутренних дел, устанавливается на­личие в их действиях состава преступления, предусмот­ренного частью 1 статьи 141 УК РФ ("Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избира­тельных комиссий"), а также проводится проверка на предмет их причастности к совершению преступления, предусмотренного частью 3 статьи 142 УК РФ, устанавли­вающего ответственность за незаконное изготовление, хранение либо перевозку незаконно изготовленных изби­рательных бюллетеней. По предложению председателя участковой избирательной комиссии принимается реше­ние о заклеивании прорези стационарного ящика для го­лосования, в который были вброшены избирательные бюллетени, устранении его из процесса голосования и за­мене другим стационарным ящиком для голосования. Ука­занные действия выполняются членами участковой изби­рательной комиссии с правом решающего голоса. Предсе­датель участковой избирательной комиссии информирует лиц, имеющих право находиться в помещении для голосо­вания, а также территориальную избирательную комис­сию о данном происшествии.

2.7. Пресечение беспорядков в помещении для голосования

Может возникнуть ситуация, при которой избиратель по­лучает избирательный бюллетень, но не идет в кабину для тайного голосования, а начинает выкрикивать агитационные лозунги, содержащие призывы к голосованию за того или иного кандидата либо политическую партию. При этом граж­данин срывает информационные плакаты, разбрасывает аги­тационные листовки.

Председатель участковой избирательной комиссии неза­медлительно приглашает сотрудника милиции и требует пре­кратить противоправные действия. Если гражданин не реагиру­ет на законные требования председателя избирательной ко­миссии, то избирательная комиссия принимает решение о вре­менном приостановлении процедуры голосования до полного устранения данных нарушений, принимает меры по сохранно­сти документации и технологического оборудования, а к граж­данину по требованию председателя участковой избиратель­ной комиссии в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "О милиции" сотрудниками милиции применяются меры физического воздействия. Сотрудники милиции сообща­ют о происшествии в дежурную часть органа внутренних дел.

Прибывшим нарядом милиции нарушитель доставляет­ся в дежурную часть органа внутренних дел, где в отноше­нии его составляется протокол об административном пра­вонарушении за совершение действий, ответственность за которые предусмотрена статьями 5.10 ("Проведение пред­выборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выбо­рах") и 5.14 КоАП РФ ("Умышленное уничтожение или по­вреждение печатных материалов, относящихся к выборам").

После пресечения правонарушения сотрудниками мили­ции председатель участковой избирательной комиссии сооб­щает об этом членам избирательной комиссии и лицам, име­ющим право находиться в помещении для голосования, ин­формирует территориальную избирательную комиссию.

2.8. Пресечение несанкционированных публичных акций в день голосования

В день голосования могут быть организованы несанкци­онированные шествия групп граждан к зданию, в котором расположено помещение для голосования избирательного участка (помещение участковой избирательной комиссии). При этом в ряде случаев участниками незаконной акции ис­пользуется экстремистская символика, выкрикиваются про­вокационные политические и националистические лозунги. Указанными противоправными действиями нарушаются по­ложения Федерального закона "О противодействии экстре­мистской деятельности" и положения пункта 1 статьи 4 и ча­сти 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Сотрудники милиции, осуществляющие патрулирование на территории избирательного участка, незамедлительно со­общают в дежурную часть органа внутренних дел о проведе­нии несанкционированной акции с признаками экстремист­ской деятельности, информируют участковую избиратель­ную комиссию и вызывают на место происшествия дополни­тельные силы милиции. Сотрудники милиции предупрежда­ют участников о незаконности шествия, им предлагается прекратить противоправные действия.

Если, несмотря на неоднократные предупреждения о не­законности проведения акции, ее участники отказались вы­полнить требования сотрудников милиции и продолжили движение, сотрудники милиции блокируют и рассредоточи­вают колонну, наиболее активных участников доставляют в дежурную часть органа внутренних дел. В отношении нару­шителей составляются протоколы об административных правонарушениях по статье 19-3 ("Неповиновение законно­му распоряжению сотрудника милиции"), статье 20.2 ("Нару­шение установленного порядка организации шествия") и статье 20.3 ("Пропаганда и публичное демонстрирование на­цистской атрибутики или символики") КоАП РФ.

После пресечения правонарушения председатель участ­ковой избирательной комиссии сообщает об этом членам избирательной комиссии и лицам, имеющим право нахо­диться в помещении для голосования, а также информирует территориальную избирательную комиссию.

2.9. Действия должностных лиц участковой

избирательной комиссии и сотрудников милиции в случае поступления в участковую избирательную комиссию информации о заложенном взрывном устройстве

В случае получения сообщения о заложенном в помеще­нии для голосования, помещении участковой избирательной комиссии взрывного устройства председатель участковой из­бирательной комиссии незамедлительно сообщает об этом дежурному сотруднику милиции для принятия необходимых мер, информирует членов участковой избирательной комис­сии и лиц, присутствующих в помещении для голосования, а также вышестоящую избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия принимает решение о приостанов­ке процедуры голосования и эвакуации.

Сотрудник милиции докладывает о происшествии в де­журную часть органа внутренних дел. После принятия участ­ковой избирательной комиссией решения об эвакуации, в том числе избирательной документации и технологическо­го оборудования, сотрудник милиции должен находиться в непосредственной близости от места нахождения избира­тельных бюллетеней и стационарных, переносных ящиков для голосования, обеспечивая их сохранность во время про­ведения эвакуационных мероприятий.

На место происшествия прибывает наряд милиции во главе с ответственным от руководства органа внутренних дел. Инспектор-кинолог со служебной собакой, обученной обнаружению взрывчатых веществ, проводит проверку помещения участковой избирательной комиссии на предмет за­кладки взрывных устройств. Результат проверки помещения оформляется актом проверки за подписью инспектора-кино­лога и председателя (заместителя председателя либо секрета­ря) участковой избирательной комиссии. Если взрывное уст­ройство не было обнаружено, председатель участковой изби­рательной комиссии принимает решение о возвращении из­бирательной комиссии в помещение для голосования, поме­щение участковой избирательной комиссии и продолжении процедуры голосования.

Органами внутренних дел возбуждается уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 207 УК РФ ("Заведомо ложное сообщение об акте терроризма").

2.10. Действия должностных лиц участковой избирательной комиссии и сотрудников милиции при предъявлении требований сторонников политической партии либо сторонников кандидата участвовать в подсчете голосов

В ряде случаев может возникнуть ситуация, когда за не­сколько минут до окончания голосования в помещение для голосования избирательного участка прибывают сторонни­ки какой-либо политической партии или кандидата, кото­рые требуют участвовать в подсчете голосов избирателей.

Председатель участковой избирательной комиссии в присутствии сотрудника милиции разъясняет сторонни­кам политической партии или кандидата положения ста­тьи 30 и пункта 9 статьи 68 Федерального закона об основ­ных гарантиях, согласно которой при подсчете голосов из­бирателей вправе присутствовать определенная категория лиц (перечень этих лиц указан в пункте 1.7 настоящего Ме­тодического пособия).

Если прибывшие граждане не наделены соответствующи­ми полномочиями, то председатель участковой избиратель­ной комиссии предлагает им покинуть помещение для голо­сования. При невыполнении законных требований председа­теля участковой избирательной комиссии по его поручению сотрудник милиции осуществляет действия в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" для обеспе­чения работы участковой избирательной комиссии по под­счету голосов избирателей.

В отношении задержанных лиц, которые препятствовали осуществлению подсчета голосов избирателей, проводятся мероприятия по проверке в их действиях наличия состава преступления, предусмотренного статьей 141 УК РФ, устанав­ливающей ответственность за воспрепятствование работе избирательных комиссий.