````````````````

Логотип

Избирательная комиссия
Псковской области

180001, г.Псков, ул.Некрасова, д.23, тел/факс (8112) 290-969, iksrf_60@mail.ru

08.09.2009

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ внесён законопроект, позволяющий региональным избирательным комиссиям значительно влиять на процесс формирования муниципальных избиркомов

 

 Сейчас избирательные комиссии муниципальных образований полностью формируются представительными органами муниципалитетов. Этот порядок предлагается изменить: региональные избиркомы получат право назначать половину состава избирательных комиссий муниципалитетов, другая половина - останется за представительными органами муниципальных образований. Первый заместитель председателя комитета по конституционному законодательству Госдумы Александр Москалец считает, что такое изменение позволит сделать работу муниципальных комиссий более слаженной.

Николай Конкин,

секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации:

- До сих пор избирательная комиссия муниципального образования в большей степени является муниципальным органом, нежели звеном системы избирательных комиссий. Не оспаривая и не нарушая положения Конституции о самостоятельности органов местного самоуправления в осуществлении своих полномочий, отдельные элементы статуса избирательной комиссии муниципального образования сегодня объективно нуждаются в совершенствовании. Я поясню, что имею в виду.

В основу формирования избирательных комиссий в России положен принцип их независимого статуса. В соответствии с избирательным законодательством из 15 членов ЦИК России по пять человек назначаются Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом страны. Половина состава избирательной комиссии субъекта РФ назначается законодательным (представительным) органом государственной власти региона, а половина - высшим должностным лицом субъекта РФ. При этом две кандидатуры, предложенные в состав комиссии ЦИК России, обязательны для назначения. Кроме того, председатель региональной избирательной комиссии избирается тайным голосованием из числа членов комиссии с правом решающего голоса по предложению ЦИК России.

В свою очередь региональная избирательная комиссия формирует территориальную комиссию. Участковые избирательные комиссии также формируются вышестоящими комиссиями. То есть статус независимости комиссий от органов государственной власти и местного самоуправления заключается в формировании комиссий высших звеньев системы одновременно несколькими органами государственной власти, а более низших звеньев

- вышестоящими избирательными комиссиями.

Кстати, во многих странах, где имеется система избирательных комиссий, их формирование осуществляется именно таким образом - нижестоящие комиссии формируются вышестоящими. Однако сейчас весь состав избирательной комиссии муниципального образования формируется только представительным органом муниципального образования. В этом случае принцип независимости избирательных комиссий муниципальных образований, на мой взгляд, обеспечен не в полной мере. Считаю также, что роль избирательной комиссии субъекта РФ должна быть усилена не только при формировании избирательной комиссии муниципального образования, но и в дальнейшей работе по подготовке и проведению муниципальных выборов и местных референдумов.

Марина Арбатская,

доктор географических наук, эксперт по электоральной географии:

- Предложение правильное, но всё зависит от того, как это новшество будет воплощаться в жизнь. К сожалению, у нас в стране многое делается по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда». Что значит «как лучше»? Во-
первых, в случае принятия этих поправок избирательные комиссии муниципальных образований получат шанс на независимость от местных чиновников. Во-вторых, у избирательных комиссий регионального уровня появляется возможность не просто пресекать, а что ещё лучше - предотвращать злоупотребления на муниципальных выбо
рах со стороны нерадивых, но охочих до власти мэров. Что значит «как всегда»? Чтобы ответить на этот вопрос достаточно оглянуться вокруг - ни порядка, ни развития.


Возврат к списку