````````````````

Логотип

Избирательная комиссия
Псковской области

180001, г.Псков, ул.Некрасова, д.23, тел/факс (8112) 290-969, iksrf_60@mail.ru

15.11.2011

Доклад заместителя председателя Избирательной комиссии Псковской области на совместном совещании с территориальными избирательными комиссиями и УМВД по Псковской области

Уважаемые коллеги!

Прежде всего, мне бы хотелось поздравить сотрудников органов внутренних дел с их профессиональным праздником, который вся страна дружно отметила 10 ноября - день милиции, сейчас день органов внутренних дел.

4 декабря нынешнего года пройдут выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ и Псковского областного Собрания депутатов. В ходе нынешнего совещания будут рассматриваться вопросы, касающиеся обеспечения реализации конституционных избирательных прав граждан РФ, предупреждения и пресечения нарушений норм избирательного законодательства, соблюдения общественного порядка в период подготовки и проведения выборов. Нам общими усилиями необходимо выработать и претворить в жизнь совместный режим действий и комплекс мер реагирования на сложные ситуации, возникающие в ходе избирательных кампаний двух циклов 2011 и 2012 годов. Правовой основой, определяющей принципы избирательного права и деятельность органов государственной власти, является Конституция РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ.

На встрече с руководителями избирательных комиссий России 27 июля 2011 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев назвал «предстоящие выборы самой масштабной и значимой избирательной кампанией за последние годы. Её результаты, естественно определят расстановку политических сил в стране на ближайшие годы. И на вас и на ваших коллегах лежит особая ответственность за обеспечение законности и открытости при подготовке и проведении выборов, а также при подведении их итогов. Выборы Парламента - это серьезная и подчас очень жесткая политическая борьба и здесь вам требуется твердая гражданская позиция, а иногда подчас и человеческое мужество. От вашего профессионализма, от вашей честности прямо зависит доверие людей к нашей избирательной системе, а значит, к результатам выборов - в конечном счете, доверие к власти в целом».

29 июня 2011 года Правительством Российской Федерации было принято Постановление №511 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведению выборов депутатов Государственной думу ФС РФ и выборов Президента РФ», в котором исполнительным органам власти РФ даны указания по вопросам, связанным с выборными кампаниями, в том числе, Министерству внутренних дел РФ.

В совместной деятельности органов внутренних дел и избирательных комиссий складывающиеся правоотношения основываются на двух формах - взаимодействие и оказание содействия.

В первом случае ОВД непосредственно принимают практические меры по решению стоящих перед ними задач, установленных законодательством, либо эти меры согласуются с избирательными комиссиями в ходе избирательного процесса.

Во втором - органы внутренних дел принимают меры по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий по подготовке и проведению выборов в соответствии с обращениями и представлениями комиссий, то есть их совместная деятельность носит формы организационно-правового и практического сотрудничества.

В ходе подготовки и проведения выборов ОВД в пределах своей компетенции содействуют избирательным комиссиям в:

  1. Подготовке и уточнении списка избирателей на основании сведений, представленных органами регистрационного учета населения;
  2. Проведении проверок по представлениям избирательных комиссий о нарушениях избирательного законодательства, их пресечении и информировании комиссий о результатах;
  3. Проверке данных о наличии у кандидатов неснятой, непогашенной судимости, об имуществе кандидата, принадлежащем ему на праве собственности;
  4. Проверке достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей в подписных листах в поддержку кандидатов;
  5. Пресечении противоречащей закону предвыборной агитации, предотвращении изготовления подложных и незаконных предвыборных агитационных материалов, их изъятии, установлении заказчиков, изготовителей, распространителей и источников оплаты;
  6. Обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных массовых мероприятий-собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетов;
  7. Осуществлении содействия членам избирательных комиссий в реализации их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;
  8. Охране помещений избирательных комиссий, помещений, в которых расположены КСА ГАС «Выборы» и помещений для голосования;
  9. Предварительном техосмотре транспортных средств комиссий, сопровождении транспортных средств комиссий при перевозке избирательной документации;
  10. Проверке достоверности сведений о гражданах при внесении добровольных пожертвований в избирательные фонды;
  11. Контроле в составе КРС за целевым расходованием денежных средств, выделенных на проведение избирательной кампании.

В ходе содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий ОВД при выполнении своих обязанностей, установленных Законом РФ «О полиции», Уголовно-процессуальным кодексом РФ, КОАПП, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав …» и иными НПА РФ участвуют в решении задач по:

  • предотвращению негативных воздействий на избирательную кампанию в интересах кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов;
  • защите жизни, здоровья и безопасности членов комиссий, кандидатов, наблюдателей, в том числе и международных наблюдателей, которые прибудут к нам 4 декабря, других участников выборов;
  • противодействию использования административного ресурса, использованию силовых методов воздействия на избирателей либо их подкупа.

Это основные направления совместной деятельности с правоохранительными органами. Более подробно все эти направления мы рассмотрим в ходе данного совещания.

В предстоящей кампании более 580000 избирателей области готовы принять на 650 избирательных участках, сформированных для проведения выборов в Единый день голосования. В них будут задействованы более 6000 членов комиссий с правом решающего голоса. Также будут участвовать в обеспечении выборной кампании члены комиссий с правом совещательного голоса, уполномоченные, доверенные лица, наблюдатели, в том числе международные наблюдатели. Все эти задействованные силы организаторов выборов позволят нам провести выборные кампании, в соответствии с действующим законодательством.

14 октября 2011 года ОМСУ были образованы избирательные участки. 10 ноября сформированы все участковые избирательные комиссии. Так что основа качественного проведения кампании заложена - главное это кадры, которые в основном своем большинстве будут проводить выборы не первый раз.

В рамках подготовки к выборной кампании вопросы подготовки и проведения выборной кампании неоднократно рассматривались органами государственной власти области: на заседании Антитеррористической комиссии области, на заседании Комиссии по чрезвычайным ситуациям при Администрации области и на заседании рабочей группы по оказанию организационно-технического содействия местным администрациям городских округов, муниципальных районов и избирательным комиссиям в период подготовки выборов депутатов ГД и ПОСД. На данных заседаниях приняты соответствующие решения, которые в виде поручений направлены в соответствующие исполнительно-распорядительные органы государственной и муниципальной власти. Проведены совместные встречи и мероприятия с УМВД, Псковской таможней, МЧС, 76 ДШД, ФСБ, другими органами и организациями по вопросам обеспечения безопасности на участках, бесперебойного энергообеспечения и безаварийной работы линий связи в ходе и в день выборов. Особое внимание уделено доставке избирательной документации в труднодоступные места на островных территориях в Псковском и Печорском районах, в т.ч. на Псковско-Чудском водоеме.

Также первостепенное внимание необходимо уделить комиссионным, комплексным проверкам избирательных участков с привлечением УМВД, МЧС, ФСБ, представителей ОМСУ, ТИК и УИКов по проверке антитеррористической защищенности, пожарной безопасности и охраны помещений, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий, объектов социальной сферы и жизнедеятельности муниципальных образований.

Обеспечение охраны общественного порядка на избирательных участках, в городах и поселках, безопасность граждан наша основная задача с правоохранительными органами в выборный период и в день голосования. Особое значение должно быть уделено реализации мер по антитеррористической безопасности, предупреждению попыток экстремистских акций, групповых нарушений общественного порядка, проведения несанкционированных массовых мероприятий. Действия лиц, занимающихся незаконной агитацией и призывающих граждан к нарушениям законодательства о выборах и общественного порядка должны жестко пресекаться в рамках закона. Федеральные законы «Об основных гарантиях …», «О выборах депутатов ГосДумы», «О выборах Президента РФ» и другие возлагают на избирательные комиссии три базовые функции:

  • обеспечение реализации избирательных прав граждан;
  • обеспечение защиты избирательных прав граждан;
  • контроль за соблюдением избирательных прав граждан.

В пределах своей компетенции комиссии рассматривают поступившие к ним обращения о нарушении закона, проводят проверки по ним, дают письменные ответы лицам, направившим обращения в пятидневный срок. Если факты, содержащиеся в письмах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок. Закон предоставляет право комиссиям в связи с обращениями граждан направлять представления о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы. Три материала, связанные с нарушением выборного законодательства избирательными объединениями и кандидатами, нами направлены в УМВД по Псковской области для принятия решения о привлечении к административной ответственности. Пункт 5 статьи 20 ФЗ «Об основных гарантиях…» обязывает ОВД в пятидневный срок организовать проверку фактов о нарушении закона, изложенных в представлении избирательной комиссии, принять меры по их пресечению и незамедлительно информировать о результатах избирательную комиссию.

За нарушение законодательства о выборах устанавливается не только административная, но и уголовная ответственность в соответствии с федеральными законами. Уголовная ответственность за нарушения избирательных прав граждан и законодательства о выборах регламентируется в Уголовном кодексе РФ статьями:

  • 141 - Воспрепятствованию осуществления избирательных прав при работе избирательных комиссий;
  • 141.1 - Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, Избирательного объединения…;
  • 142 - Фальсификация избирательных документов…;
  • 142.1 - Фальсификация итогов голосования.

Поскольку правомочия ОВД тесно связаны с обязанностью осуществлять по подведомственности производство об административных правонарушениях, то КоАПП РФ определяет целый ряд статей, по которым ОВД наделены компетенцией по составлению протоколов об административных правонарушениях. Перечислю только те статьи, которые предусматривают административную ответственность за нарушение законодательства о выборах, протоколы по которым обязаны составлять ОВД:5.6, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15, 5.16, 5.22, 5.47. 5.49. По 9 статьям выборного законодательства прокуратура может составлять протоколы и по 12 статьям избирательные комиссии.

Для оказания содействия в восстановлении своих знаний сотрудниками правоохранительных органов в сфере выборного законодательства нами были подготовлены 2 методички-сборника: «Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах» и «Методические рекомендации для сотрудников ОВД по охране общественного порядка в период подготовки и проведения выборов, референдумов».

По обращениям избирательных комиссий органы внутренних дел обеспечивают охрану помещений комиссий со дня появления в них списков избирателей, открепительных удостоверений, избирательных бюллетеней и другой документации. С 14 ноября 2011 года Списки избирателей и открепительные удостоверения находятся в УИКах. С момента передачи списков избирателей, других документов строгой отчетности в избирательные комиссии сотрудники органов внутренних дел обеспечивают охрану общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в соответствии с действующим законодательством РФ. Поэтому считаем необходимым правоохранительным органам организовать регулярное патрулирование дежурных групп сотрудников ОВД вблизи помещений, где работают избирательные комиссии и обеспечить таким образом охрану помещений избирательных участков с момента поступления данных видов избирательной документации, т.е. с 14 ноября 2011 года, а за 3 дня до выборов, с момента поступления избирательных бюллетеней в УИКи взять под круглосуточную охрану все избирательные участки вплоть до 5 декабря, когда будут составлены протоколы об итогах голосования и переданы в вышестоящие избирательные комиссии.

За 3 дня до выборов сотрудники МВД должны обследовать избирательные участки и прилегающие к ним территории с использованием технических средств и служебных собак. В день голосования следует обеспечить надежную охрану помещений для голосования, направить в участковые избирательные комиссии грамотных, профессионально подготовленных сотрудников. Необходимо организовать с ними регулярную связь, координацию их деятельности, принятие мер по реализации обращений о возникающих нарушениях избирательного законодательства на избирательных участках. При этом следует учесть, что нахождение сотрудников органов внутренних дел в помещении для голосования не предусмотрено.

На 16 избирательных участках будут установлены видеокамеры, веб-камеры для организации трансляции с избирательных участков в Информационный центр Облизбиркома, которые также нам помогут обеспечить прозрачность голосования и правопорядок на участках.

На 33 избирательных участках г. Пскова будут установлены КОИБы. На этих участках сотрудники МВД должны быть особенно внимательны, чтобы «никто не попробовал на зуб - это чудо техники». Эти комплексы очень дорогие и выход из строя хоть одного из них по вине неадекватных избирателей может очень затруднить работу участковой комиссии.

К 25 ноября 2011 года все машины, предоставленные в распоряжение участковых избирательных комиссий, ТИКов должны быть проверены сотрудниками ГИБДД на соответствие техническим параметрам, предъявляемых к автотранспорту на ТО.

После подведения итогов голосования, заполнения протоколов участковой комиссии вся избирательная документация упаковывается, опечатывается и на машинах участковых избирательных комиссий в сопровождении сотрудника МВД и автомобилем сопровождения ГИБДД доставляется до вышестоящих избирательных комиссий.

В целях обеспечения безопасности на некоторых автомобилях, принадлежащих ТИКам и УИКам, будет установлена система спутниковой навигации «ГЛОНАСС».

Органы исполнительной власти в ходе подготовки к выборам планируют проведение большого числа мероприятий с молодежью, ветеранами, другими категориями населения. Все это требует особого внимания со стороны правоохранительных органов, в рамках обеспечения охраны общественного порядка на данных мероприятиях. По согласованию с органами исполнительной власти необходимо определить безопасные и удобные места для проведения массовых мероприятий - без создания помех движению транспорта, работе предприятий и организаций, служб скорой помощи, пожаротушения, а также помещений для проведения предвыборных собраний, конференций и иных публичных мероприятий.

На сегодняшний день нами с УМВД области налажено тесное взаимодействие по всем направлениям выборного законодательства, в том числе по проверке сведений, представляемых кандидатами в депутаты: по судимости, по регистрации автотранспорта, по наличию российского гражданства и другим вопросам. 4 представителя МВД входят в состав контрольно-ревизионной службы при Избирательной комиссии Псковской области. Все возникающие проблемы решаются быстро и в оперативном порядке. Проверка сведений о наличии судимости проводилась Информационным центром УМВД области в течении 1-2 суток, проверка регистрации по месту жительства, паспортных данных около 500 кандидатов в депутаты и проверка подписей в поддержку кандидатов в течении 3-4 суток. Мы смогли без особых проблем решить вопросы регистрации избирательных объединений и кандидатов в депутаты в установленные законом сроки - 10 дней. Хотелось бы поблагодарить их за такую оперативную работу.

Так как все сотрудники УМВД России по Псковской области будут находиться на страже законности и правопорядка 4 декабря 2011 года, то им также необходимо будет выполнить свой конституционный долг по голосованию на выборах кандидатов в депутаты и в ГД ФС РФ и Псковского областного Собрания депутатов. В данной ситуации им необходимо будет получить открепительные удостоверения в УИКах по месту жительства и с этими открепительными удостоверениями проголосовать на тех избирательных участках, где они будут дежурить.

Прошу УМВД по Псковской области организовать данную работу и в срок до 24 ноября 2011 года получить в УИКах открепительные удостоверения. Нами направлено соответствующее письмо на имя начальника УМВД по Псковской области генерала полиции Б.С.Говоруна с разъяснениями по голосованию сотрудникам УМВД по открепительным удостоверениям.

И прошу также УМВД не забыть такой момент, как организация питания сотрудников правоохранительных органов, находящихся на дежурстве в день голосования.

Ну и последнее, у нас при Избирательной комиссии области, 4 декабря 2011 года будет действовать Информационный центр, в работе которого примут участие члены Облизбиркома с правом решающего голоса, представители гражданского сообщества, органов государственной власти области и надеемся, что в его работе примут участие представители УМВД по Псковской области и как минимум дважды выступят с информацией об обеспечении общественной безопасности в ходе выборов.

Патлач Иван Васильевич,
15 ноября 2011 года.


Возврат к списку