````````````````

Логотип

Избирательная комиссия
Псковской области

180001, г.Псков, ул.Некрасова, д.23, тел/факс (8112) 290-969, iksrf_60@mail.ru

22.04.2013

Непрограммируемая судьба

 

Российские политики решают, быть или не быть избирательным гаджетам

В начале марта Центральная избирательная комиссия РФ приняла постановление, согласно которому устанавливается обязательное использование на выборах технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов для электронного голосования – которые имеются в распоряжении региональных избиркомов. Это стало своеобразным и, как говорят в дипломатии, несимметричным ответом на ту дискуссию, которая разгорелась в политической среде по поводу целесообразности дальнейшего использования «избирательных гаджетов».

Согласно документу оговариваются случаи, когда КОИБ и КЭГ не применяются. Например, на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях, аэропортах и т.п.) и труднодоступных местностях. Кроме этого, КОИБ не используется, если количество зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений приводит к превышению установленной длины бюллетеня.

Последняя новелла особенно важна, поскольку уже несколько месяцев не утихают словесные баталии вокруг применения на выборах КОИБ. Точнее, обсуждается невозможность использования этих комплексов из-за резкого увеличения числа политических партий в России. В силу своих технических характеристик КОИБ просто не сможет работать с бюллетенями, в которых значатся 30 и более партий.

И если в России все еще спорят, как использовать современные технологии в избирательном процессе, то в ряде стран мира электронные формы голосования становятся обычным делом.

От астронавтов до венесуэльцев

Электронные формы голосования уже не являются новинкой. Например, с 2008 года около 100 тысяч швейцарцев, которые живут за рубежом, голосуют через Интернет.

В США с 1997 года астронавты из штата Техас могут проголосовать с помощью электронной почты прямо с орбиты (это предусматривают законы штата). В Эстонии в 2011 году на общенациональных выборах через Интернет приняли участие в голосовании 15,4% эстонцев, или почти четверть всех пришедших на выборы.

Не менее впечатляющий опыт использования новых технологий имеется в Венесуэле. Там с 2004 года приступили к реализации программы автоматизации избирательного процесса. Сейчас на всей территории страны на выборах любого уровня (от общенациональных до муниципальных) голосование и подсчет голосов осуществляются исключительно с использованием электронных систем. Их основой является биометрический список избирателей. На президентских выборах 7 октября 2012 года применялась система электронного голосования нового поколения – были усовершенствованы устройства идентификации голосующих (по считыванию отпечатка пальца и кода удостоверения избирателя). По мнению специалистов, эти устройства практически исключают возможность ошибки, обмана, попыток двойного голосования.

На каждом избирательном участке установлено одно устройство для электронного голосования. Сама процедура на участке занимает не более полутора минут (от регистрации до голосования). По закону голосование формально завершается к 18 часам, но тем, кто до истечения этого срока успел встать в очередь перед центром для голосования, предоставляется право отдать свой голос. Венесуэльцы очень гордятся своей системой электронного голосования. А их опыт заинтересовал представителей ЦИК России, присутствовавших в 2012 году на президентских выборах в Венесуэле в качестве наблюдателей.

Технологии в долг

В Бразилии вот уже 12 лет на выборах используются исключительно электронные формы голосования. Граждане голосуют через специальные компьютерные устройства, выполняющие функции идентификации избирателя, безопасного голосования и подсчета голосов. Накануне выборов политические партии получают доступ для проверки «электронной урны». Формирование такой современной системы для голосования шло достаточно долго. С 1987 года в Бразилии началось создание централизованной базы данных избирателей. Это делалось для того, чтобы исключить случаи многократного голосования. В 1994 году все бразильские региональные избиркомы были связаны в единую компьютерную сеть, что дало возможность быстро проверять актуальность реестра избирателей. А в 1996 году около трети избирателей смогли на выборах воспользоваться «электронной урной» для голосования.

В настоящее время в Бразилии используется порядка 400 тысяч «электронных урн», это при том, что численность населения достигает 194 млн человек. Использование электронных форм голосования позволяет ускорить процесс подведения итогов выборов. Так, если в 1989 году окончательные итоги выборов стали известны спустя девять дней после даты голосования, то в 2002 году на это ушло всего 12 часов. И по официальным данным случаев мошенничества на выборах выявлено не было.

Более того, свои ящики для голосования Бразилия сдает в аренду соседям – Парагваю и Эквадору.

Свой «электронный ящик»

В России еще в конце 1990 годов возникла идея внедрения специальных автоматизированных устройств, которые бы содействовали оперативному подсчету голосов и одновременно сводили бы к нулю субъективный фактор при подведении итогов выборов. Первые образцы комплекса обработки избирательных бюллетеней, или сокращенно КОИБ, появились в 1997 году. А к 2003 году было собрано несколько тысяч таких устройств. В работе их опробовали на выборах в Москве и Санкт-Петербурге. Затем постепенно в качестве эксперимента стали использовать КОИБ и в других регионах. Например, в Свердловской области первое применение КОИБ состоялось на выборах в Екатеринбурге 10 октября 2010 года. Тогда на 17 участках использовались модели КОИБ-2003. Этот «электронный ящик» для голосования выглядел достаточно консервативно – напоминающая университетскую кафедру тумба, начиненная сложной техникой. Конструкцию КОИБ дорабатывали и совершенствовали, изменения касались не только технологической стороны, но и внешней. КОИБ 2010 был сделан из пластика, более того, его оснастили «голосовой подсказкой». Скорректированы были и размеры избирательного бюллетеня. Новая конструкция, в отличие от своих предшественников, не предусматривала прием избирательных бюллетеней формата А3: ширину сканирующего элемента уменьшили до 210 миллиметров, а длина бюллетеня не должна превышать 600 миллиметров.

Именно такие аппараты уже массово применялись в выборных кампаниях 2011–2012 годов. К думским выборам 4 декабря 2011 года избирательной техникой оснастили большинство субъектов Федерации. КОИБ установили в 70 регионах страны в количестве около 5770 аппаратов. Кроме этого, на 603 участках в 12 регионах и еще 38 участках за рубежом были задействованы комплексы электронного голосования (КЭГ). Псковская область также получила возможность опробовать электронные новинки. 33 комплекса были использованы на избирательных участках г.Пскова.

Впервые комплексы обработки избирательных бюллетеней были использованы в г.Пскове в единый день голосования 10 октября 2010 года на избирательных участках одномандатного избирательного округа № 5 при голосовании на дополнительных выборах депутата Псковского областного Собрания. Второй раз - на выборах депутатов Госдумы 2011 года, третий – на президентских в марте 2012.

Вместе с тем, можно отметить, что за все время применения КОИБ в Псковской области техника ни разу не давала сбоев.

Критическая длина бюллетеня

Либерализация закона о политических партиях привела к тому, что в сентябрьских выборах 2013 года в России могут принять участие порядка 50 партий. Поскольку в бюллетене требуется указывать не только название партии, но и трех ее лидеров, а в национальных республиках еще и дублировать информацию на национальном языке, то длина такого бюллетеня может достичь 1,7 метра, подсчитал председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы Владимир Плигин. Работать с таким длинным документом КОИБ-2010 не сможет.

В ходе обсуждения ЦИК России выступал с предложением указывать в бюллетене только порядковый номер партии, а остальную информацию, как то название партии, фамилии кандидатов и тому подобное, размещать на избирательных участках в виде информационных плакатов. Но идея не понравилась участникам обсуждения, а в основном это были представители политических партий. – Они рассматривают бюллетень как одну из форм агитации, – предположил председатель ЦИК России Владимир Чуров. Предлагалось и другое решение проблемы: вместо КОИБ внедрять в регионах России КЭГ, тогда нет необходимости использовать бюллетень. Избиратель делает выбор, нажимая кнопку на экране. Проблема в том, что КОИБ стоит около 110 тысяч рублей, а КЭГ – 500 тысяч рублей.

Пока судьба применения электронных форм голосования в России остается загадочной. Можно лишь констатировать, что в прошлом году приостановлено выполнение распоряжения, подписанного в 2010 году Владимиром Путиным (тогда еще премьер-министром России) о том, чтобы к 2015 году оборудовать КОИБ 62% всех избирательных участков страны.

При подготовке использованы материалы журнала «О выборах», сайта Vedomosti.ru

СПРАВКА

Как это работает?

Работа КОИБ основана на сканировании бумажного избирательного бюллетеня с последующим анализом. В состав одного комплекса входит два ящика для голосования (на каждом из которых установлены сканирующие устройства), принтер и клавиатура. Когда избиратель опускает бюллетень, сканер в КОИБ считывает отметку избирателя, номер участковой избирательной комиссии, определяет действительность или недействительность бюллетеня. В то же время функционирует система защиты от внесения одномоментно двух и более бюллетеней. Особые требования предъявляются к самим избирательным бюллетеням для КОИБ, в частности, к размеру листа (максимальный 210х600 мм) и к размещению на нем текста.


Возврат к списку