````````````````

Логотип

Избирательная комиссия
Псковской области

180001, г.Псков, ул.Некрасова, д.23, тел/факс (8112) 290-969, iksrf_60@mail.ru

15.12.2014

Николай Цветков: «Нашей задачей было обеспечить комфортные и законодательные условия для избирателей Псковской области»

В сентябре 2014 года Псковская область, спустя десять лет, вновь самостоятельно выбирала губернатора. Пожалуй, для региона это событие стало одним из самых важных в календаре.

Председатель Избирательной комиссии Псковской области Николай Цветков подвел итоги прошедших выборов, рассказал об их особенностях, а также заглянул в год 2015-й, где жителей региона ждет самая масштабная избирательная кампания за последние 5 лет.

- Избирательную кампанию, которая прошла14 сентября текущего года, нельзя отделять от событий, произошедших в стране и в нашем регионе за последнее время. Конечно, сопереживание историческому пути развития России, начиная с удачного «крымского гамбита», продолжая так называемой «ялтинской защитой», где на конференции произошло деление мира на зоны ответственности и влияния, не могло оставить избирательную систему Псковской области отдельно, где-то в стороне. Поэтому избирательная кампания 2014 года, в первую очередь по выборам губернатора, проходила на фоне серьезных международных и наших внутренних национальных событий.

Последний раз выборы губернатора Псковской области мы проводили 10 лет назад. Кроме того, 14 сентября прошли еще 15 избирательных кампаний. Они были связаны с волеизъявлением граждан по выборам глав муниципальных образований и депутатов представительных органов. Главная задача, которую ставила перед собой Избирательная комиссия Псковской области, заключалась в том, чтобы создать оптимальные, комфортные, а самое главное — легитимные условия, для волеизъявления жителей области. Чтобы они могли реализовать не только свое активное избирательно право, но и пассивное — если человек сам видит себя кандидатом.

В рамках избирательных кампаний предыдущих лет хватало заявлений и обращений, что тот или иной кандидат снят с выборов по каким-то причинам. Сами кандидаты, конечно, эти причины считают нелегитимными. На мой взгляд, в этом году нам удалось найти оптимальные условия взаимодействия и с политическими партиями, и с самовыдвиженцами. Чтобы максимально доступно разъяснить особенности проведения избирательной кампании, порядок выдвижения и регистрации кандидатов. У нас на выборах губернатора Псковской области было 9 кандидатов. Да, не все из них прошли «муниципальный фильтр». Кроме того, на выборах губернатора был случай, когда кандидат предоставил не все сведения о себе, необходимые для информирования избирателей. Я сейчас говорю о том, что человек не сообщил об имеющейся у него погашенной судимости. Это своего рода новация в избирательном законодательстве. Даже если у вас есть снятая судимость, вы обязаны сообщить о ней. Сегодня Центральная избирательная комиссия РФ настойчиво проводит политику декриминализации публичной власти. В Псковской области среди выдвинутых кандидатов — сейчас говорим обо всех 15 избирательных кампаниях — 7 человек имели судимость. Отрадно, что у многих судимость погашена, и они выполнили все требования законодательства. Но четверо из них, к сожалению, эти требования не выполнили.

- Вы затронули тему «новаций» избирательной кампании 2014 года. Были еще какие-то новшества?

- Существенной новацией, с которой столкнулись избиратели Псковской области, стало возвращение досрочного голосования. Напомню, что его отменили в 2010 году. Сохранили только для отдаленных и труднодоступных мест. В Псковской области таких мест нет, поэтому досрочное голосование и не применялось. Теперь к этой форме мы возвратились. За 10 дней до дня голосования досрочно проголосовать можно было в территориальной избирательной комиссии, за 3 дня — в помещении участковой избирательной комиссии. По этому поводу высказывалось много скепсиса. Люди опасались, что досрочное голосование будет применяться с какими-то излишествами и элементами манипуляций. Хочу заверить всех скептиков, что Избирательная комиссия Псковской области стояла исключительно на страже законов. У комиссий есть право не только уточнить, но и потребовать у избирателя указать объективную причину, по которой он не сможет прийти на участок. Кроме того, он должен письменно написать заявление с изложением всех объективных причин.

Еще некоторые переживали, что досрочное голосование может подменить основное — в день выборов. На это отвечу следующим образом. Всего по области мы имеем 8,6% процента досрочно проголосовавших от общей численности избирателей, принявших участие в голосовании. В день выборов явка составила 37,91%. Поэтому если расценивать количество проголосовавших досрочно от общего числа внесенных в список избирателей, то оно будет мизерным. В территориальных избирательных комиссиях проголосовало 3,67%, в участковых — 4,94%.

Отмечу, что также мы применяли голосование вне помещения, которое часто тоже вызывает вопросы. Но такая форма как была раньше, так она и останется просто в силу особенностей расселения и проживания наших избирателей. В Псковской области более 8 тысяч населенных пунктов. Самое далекое расстояние участковой избирательной комиссии до населенного пункта составляет 16,4 км. В этой связи за пределами участка выездное голосование составило 18,28%. В целом же на избирательных участках проголосовали 73% избирателей. Это серьезная и очень весомая цифра.

Конечно, мы постоянно стремимся повысить электоральную активность населения. В первую очередь — среди молодежи. Скорее всего, 2015 год Избирательная комиссия Псковской области проведет под эгидой «Года молодого избирателя». К сожалению, молодежь, особенно студенты, не продемонстрировали активную явку. Причины здесь различные, но мы их обязательно учтем при подготовке к 2015 году.

Как руководитель избирательной системы Псковской области, хочу отметить, что я глубоко удовлетворен подготовкой и проведением выборов всех уровней, которые прошли в регионе. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутых результатах. В дальнейшем необходимо закрепить наши успехи. Мы планируем, например, разработать методические документы в помощь политическим партиям. Избирательное законодательство не становится более простым. Если в 1984 году книжка избирательного законодательства насчитывала 36 страниц, то теперь только Избирательный кодекс Псковской области содержит 362 страницы. Поэтому, кончено, участники выборов нуждаются в методической помощи и консультациях.

- Заниматься этой работой, наверное, придется уже совсем скоро? В 2015 году в Псковской области снова пройдут выборы...

- Верно, и именно поэтому мы планируем развернуть в следующем году два учебных центра на территории Псковской области. С учетом актуальных выборов 2015 года, скорее всего, эти центры будут в Себеже и в Невеле. Потому что в первом случае пройдет масштабная кампания по выборам главы Себежского района и депутатов представительных органов муниципалитета, а во втором — выборы в городские сельские поселения и в Собрание депутатов Невельского района. Однако мы планируем, что центры подготовки будут постоянно менять свою дислокацию.

В следующем году пройдет самая масштабная избирательная кампания с момента 2010 года. Нас ждет 181 избирательная кампания. Это выборы в городские и сельские поселения, где мы должны заместить 1 тысяча 680 мандатов. Среди них выборы главы Себежского района, собрания депутатов Куньинского, Невельского и Себежского районов, а также, скорее всего, дополнительные выборы депутата Псковского областного Собрания по избирательному округу №15 в связи с окончанием полномочий депутата Елены Бибиковой.

- Сейчас в Псковской области реализуется административная реформа, в муниципалитетах происходят объединения волостей. Это ведь наверняка как-то наложит свой отпечаток на избирательную кампанию 2015 года?

- Масштабная административная реформа в Псковской области, конечно, наслаивается на избирательную кампанию. Ранее я возглавлял региональный комитет по вопросам местного самоуправления. В 2005 и 2006 годах вместе Александром Котовым, курирующим это направление вице-губернатором, мы проводили реформу местного самоуправления. Я считаю, что тогда законодательно неправильно было осуществлено установление критериев для новых муниципальных образований. Последующие дополнения в федеральный закон это только подтвердили. Там учитывалось все: пешеходная и транспортная доступность, численность населения... Но не было главного: наличия учета более-менее функционирующего хозяйствующего субъекта на территории нового муниципального образования, позволяющего насытить его бюджет. История «расставила точки на i». Те муниципальные образования на уровне городских и сельских поселений, где еще есть серьезная экономика, процветают и являются самодостаточными. А где численность населения 200 и чуть более человек, там 80% своего бюджета муниципалитет тратит исключительно на содержание органов местного самоуправления, а не на решение вопросов местного значения.

Мне представляется, что сегодняшняя административная реформа назрела, но с учетом того, что у нас заканчивается срок полномочий органов местного самоуправления предыдущего созыва, нам нужно внимательно посмотреть на все те избирательные действия, которые мы должны осуществить в соответствии с законодательством. Я веду речь, в том числе, и о принятии закона субъекта РФ о преобразовании, и о «нарезке» избирательных округов, и о финансировании избирательной кампании... Но, самое главное — всё это должно быть понятно населению. Тем, кто планирует выдвигать свои кандидатуры на выборы, представителям партий. Сейчас мы должны не только принять управленческие решения, но и разъяснить участникам избирательного процесса то, как будут проходить выборы в единый день голосования.

В условиях напряженного бюджета области мы собираемся потратить существенную, на мой взгляд, часть средств, выделенных нам на 2015 год, на повышение правовой культуры избирателей, в том числе — на информирование о новых правилах и особенностях избирательной кампании 2015 года.

- Как тут не вспомнить, что Избирательная комиссия Псковской области в этом году сэкономила немало средств для регионального бюджета...

- Это действительно так. На проведении выборов губернатора Псковской области нам удалось сэкономить около 5 млн рублей, что очень отрадно. Эти деньги мы вернули обратно в бюджет. Экономии нам удалось достичь за счет проведения конкурсных процедур и оптимизации управленческих расходов.


Возврат к списку