````````````````

Логотип

Избирательная комиссия
Псковской области

180001, г.Псков, ул.Некрасова, д.23, тел/факс (8112) 290-969, iksrf_60@mail.ru

21.10.2015

Уполномоченный по правам человека в Псковской области Дмитрий Шахов представил в облизбирком заключение по результатам проверки досрочного голосования в Невельском районе

selectedУполномоченный по правам человека в Псковской области Дмитрий Шахов лично представил на заседании Избирательной комиссии региона свое заключение по результатам проверки соблюдения прав граждан при организации и проведении досрочного голосования территориальной избирательной комиссией (ТИК) Невельского района на выборах в органы местного самоуправления в период с 2 по 8 сентября 2015 года.


В документе отмечено, что нарушений избирательных прав граждан Российской федерации, установленных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральным и областным законодательством при организации и проведении досрочного голосования в ТИК Невельского района не выявлено.

Вместе с тем, по мнению омбудсмена, следует признать, что действие членов ТИК Невельского района, независимо от политических предпочтений, единообразно трактовавших причину "выезд за пределы района", как уважительную были направлены на обеспечение реализации избирательных прав граждан.

Дмитрий Шахов особо подчеркнул, что актуальность досрочного голосования на современном этапе в политической жизни страны, как организационно-правового элемента выборов, определяется тем, что оно позволяет в максимальной степени обеспечить избирателям возможность отдать свои голоса на выборах, поскольку установленный федеральным законодательством день выборов 13 сентября приходится на период когда многие граждане находятся в отпусках, на своих приусадебных участках и т.п. Тем самым, они не должны при реализации одних своих конституционных прав, отказываться от других. Более того, согласно статье 18 Конституции России права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Анализируя ситуацию, Дмитрий Шахов составил таблицу ( даты, количество проголосовавших и члены ТИК, дежурившие в это время), данные которой свидетельствуют о том ,что наибольшее количество граждан досрочно проголосовало в дни, когда дежурство осуществлялось представителями партий ЛДПР и «Яблоко» Он пояснил, что указанные партии, согласно официальной позиции, заявленной их руководителями, являются оппозиционными, и следовательно, не имеют, по их заявлениям, возможности для использования т.н. «административного ресурса», но способны, имея своих представителей в ТИК, обеспечить прозрачность голосования и выявить нарушения избирательных прав граждан, в том числе и таких, как нарушение тайны голосования, свободы волеизъявления граждан.

Уполномоченный по правам человека в регионе в своем заключении подробно описал ситуацию с большим процентом граждан, проголосовавших досрочно по причине «режим работы» и разъяснил, что это может быть обусловлено спецификой режима работы отдельных организаций, находящихся на территории района. "Так, например, 1 сентября 2015 года в адрес ТИК Невельского района поступило письмо от генерального директора ООО « Великолукский свиноводческий комплекс", в котором он извещает избирательную комиссию о том, что в связи с непрерывном циклом работы предприятия часть работников, не имеющих возможность проголосовать 13 сентября 2015 года, изъявили желание досрочно проголосовать в помещении ТИК Невельского района с 2 по 8 сентября 2015 года. При этом, как отмечалось ранее , никто из граждан, голосовавших досрочно, не высказал членам ТИК, кандидатам, включенным в бюллетени для голосования, наблюдателям и т.п. какие-либо претензии о фактах понуждения со стороны администрации предприятия к досрочному голосованию за конкретных кандидатов или определенные политические партии"-констатировал он.

Дмитрий Шахов, пояснил, что анализ итогов голосования и влияния на него досрочного голосования также не свидетельствует о нарушении избирательных прав граждан. Распространенная же отдельными участниками избирательного процесса информация о существенном влиянии на выбор в пользу одной из партий, не подтверждается анализом количества проголосовавших за ту или иную политическую партию или кандидата. Так, анализ, оформленных ТИК Невельского района в период досрочного голосования, документов не позволяет сделать вывод о ненадлежащих обеспечении тайны голосования, сохранности бюллетеней, установлении итогов голосования. Таким образом, исключалась возможность искажения волеизъявления избирателей. Все процедуры связанные с хранением бюллетеней досрочно проголосовавших, оформлялись с соблюдением избирательных процедур в строгом соответствии со статьей 65 Федерального Закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В ходе совместного обсуждения были выработаны предложения по обобщению практики проведения досрочного голосования в части указания в заявлении причины и единого подхода в ее формулировке. Дмитрий Шахов добавил, что привлечение к мониторингу соблюдения прав граждан избирать и быть избранными и получение заключения о соблюдении международного и российского законодательства от уполномоченного по правам человека в Псковской области проводится в регионе впервые. Он считает, что, тем самым, Избирательная комиссия Псковской области воспользовалась своим правом связанным с обеспечением дополнительных гарантий избирательных прав граждан. Члены комиссии приняли к сведению доклад омбудсмена и поблагодарили Дмитрия Шахова за серьезную аналитическую работу и помощь в проверке соблюдения избирательного законодательства по досрочному голосованию в Невельском районе.

Напомним, исполняя поручение Центральной избирательной комиссии (ЦИК) и уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой, омбудсмен по Псковской области Дмитрий Шахов и председатель Избирательной комиссии региона Николай Цветков посетили Невельский район для проверки законности соблюдения процедуры досрочного голосования в органы местного самоуправления, а также выявления возможных нарушений прав граждан при его проведении.


Возврат к списку